Единение с истоками. «Нотная азбука» деревянного зодчества
Единение с истоками. «Нотная азбука» деревянного зодчества
Наши далёкие предки интуитивно чувствовали уникальный дар дерева, его одушевляли, ему поклонялись, а во время рубки леса и строительства из него жилища совершали самобытные обряды, которые со временем перекочевали в более позднюю, православную культуру.
Первые деревянные жилища представляли собой примитивные срубные постройки, вкопанные в землю и сверху засыпанные грунтом. Небольшие «волоковые» окна, вырубленные в смежных брёвнах, задвигались деревянными затворками («заволакивались»), а дверные проёмы загораживались полотнами из грубых досок. Полы заливались глиной или покрывались досками, если под полом устраивалось зернохранилище.
Постепенно жилище «выбралось из подземелья» и стало расти в объёмах: от простейшего прямоугольного сруба с четырьмя углами – «четверика» («четырёхстенка») до «шестерика» и «восьмерика» (такой способ был особенно востребован в храмах, где собиралось большое количество людей). Поскольку размеры дома определялись исключительно длиной бревна, а древнерусские строители не применяли в своей работе методов сращивания брёвен, такие конструкции долгое время были единственным способом увеличить площадь внутренних помещений деревянных построек.
Под влиянием климатических условий на Руси сформировалась трёхчастная планировка дома, состоящая из избы (отапливаемой части), сеней и клети (холодной части). К основному жилищу «прирубались» различные хозяйственные постройки, образуя три основных типа проектов домов: «кошель» — под единой асимметричной крышей находятся поставленные рядом изба и хозяйственный двор, «глаголь» — дом в виде буквы «Г» с пристроенными сбоку хозяйственными помещениями и вытянутый в одну линию «брус».
Дома бояр и зажиточных горожан со временем стали многоярусными: в «подклети» (на самом низком уровне) располагались разные подсобные помещения: кухни, кладовые, бани; чуть выше устраивались горницы (зимние покои-спальни), а на самом верху — летние (терема). С другой стороны от сеней (в два-три этажа) строились общие помещения, а также башни — «повалуши» для приёма гостей. Такие постройки на Руси называли «хоромами». Но в основе даже самого замысловатого проекта деревянного дома по-прежнему оставался прямоугольный сруб – горизонтально уложенные в венец брёвна, соединенные между собой с помощью врубок и деревянных шипов, без единого гвоздя или железной скобы.
Из чисто практических соображений русские мастера не использовали гвозди – вокруг металла дерево быстрее загнивает, сокращая срок службы деревянной постройки (да и дороги гвозди в то время были). Избы строились «на века» — для нескольких поколений. Топор – единственное орудие труда древнерусских зодчих – играл немаловажную роль в обеспечении долговечности древесины. В отличие от пилы, которая применялась мастерами исключительно для столярных работ внутри дома, топор не рвал древесных волокон, оставляя их открытыми для воды, а сминал и как бы запечатывал концы брёвен. Так что выражение «срубить избу», которое и сегодня в ходу у современных плотников-домостроителей, имеет вполне определённый смысл.
Неизменность традиций
Исторически сложившиеся способы рубки стен — с остатком (когда концы брёвен выступают за стены дома и остаются круглыми) и без остатка – до сих пор применяются в деревянном домостроении. Рубка с остатком – «в обло» («облый» — круглый), или «в чашу» (от чашевидного углубления в бревне для укладки бревна следующего венца) – считалась наиболее надежной и тёплой. При скреплении брёвен другим способом – без остатка — «в лапу» концы брёвен не выходили за пределы стены снаружи и, действительно, напоминали лапы. Такой способ позволял увеличить полезную площадь дома.
За многовековую практику народным умельцам удалось выработать остроумную конструкцию безгвоздевой «самцовой» кровли жилых домов. В брёвна фронтонов торцевых стен («самцы») врубались горизонтальные несущие элементы кровли – «слеги». Сами же кровли имели различные очертания: «шатровым» верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались храмы; затейливым «кубоватым», напоминающим массивную четырёхгранную луковицу,— терема; особого мастерства требовало от плотников двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем – «бочка», а также «крещатая бочка» — ещё более сложная в исполнении, из двух пересекающихся «бочек».
Одна из особенностей русской деревянной архитектуры — устойчивость основных типов построек и конструктивных приёмов. Только в XIX веке тяжёлая конструкция «самцовой» кровли сменилась на более совершенную — лёгкую стропильную конструкцию. Исчезли выносы повальных брёвен (выступающие концы брёвен верхних венцов сруба), «причелины» (доски, прикрывающие торцы слег) и «полотенца» (декоративные свесы). Украшавшая их резьба переместилась на оконные наличники и на карнизы фронтона, которые как бы «отрезали» фронтон от основной стены. Архитектура главного фасада дома и его декоративное убранство получили новое композиционное выражение. Тем не менее, основные конструктивные системы деревянных построек — срубная и каркасная, которые существовали на Руси на протяжении многих веков,— практически без изменений дошли до нашего времени.
«Украшенность премудрая»
Одним из важнейших принципов русского деревянного зодчества было единение двух начал — функционального и художественного. Любовь нашего народа к декоративности, «украшенности премудрой» сказалась и в архитектуре: объединяя свои постройки в живописные ансамбли, русские мастера выверяли их до самой мелкой детали, усиливая выразительность архитектурной формы декоративными украшениями. Неотъемлемой частью деревянной архитектуры была (и до сих пор остаётся) художественная резьба по дереву. Уже в Х веке на Руси возводились великолепные жилые постройки с затейливыми резными украшениями.
Технологичность обработки древесины способствовала появлению целой плеяды знаменитых резчиков, среди которых особенно славились мастера русского Севера, Урала и Сибири. Северная резьба с её несложным орнаментом из косых и прямых линий, ромбов, розеток и выемок, похожая на древние языческие руны, продолжала традиции древнего Новгорода. Мотивами для работы сибиряков и уральцев служили цветы, колосья, животные и птицы, среди которых особым уважением пользовался петух, как вестник восхода солнца.
Резьба умело сочеталась с росписью, подчёркивая индивидуальность каждого дома, и использовалась не только для украшения фасадов (на крыльце, фронтонах, коньках, оконных наличниках и ставнях), но и во внутреннем интерьере.
Крупнейшим центром художественной обработки дерева было Поволжье. Именно здесь развивалась легендарная «корабельная» («глухая») резьба, которая поначалу исполнялась на волжских судах, а затем вошла и в архитектуру жилища. Изображения вьющихся растений, фантастических птиц, русалок, львов, человеческих фигур, выполненные с большим вкусом и художественным чутьём, стали неизменными спутниками архитектуры деревянного дома в XIX веке.
Искусство резчика передавалось из поколения в поколение и сохранило до наших дней традиции русской деревянной архитектуры. Тесная связь резного декора с композицией дома в целом и с каждой отдельной архитектурной формой, подчинение орнаментов тектонике сооружения, чувство меры, творческая свобода и изобретательность, умение максимально использовать художественные свойства материала и, наконец, высокое мастерство выполнения резного декора, – всё это и сегодня представляет не только научный, но и большой практический интерес.
Совершенствуя и оттачивая веками своё мастерство, русские зодчие создали самобытную художественно-образную систему архитектурных форм, разработали собственные эффективные конструктивные приёмы, которые сохранились до нашего времени.
По-прежнему мастера-рубленики используют в своей работе испытанные временем дедовские методы строительства деревянного дома.
И «архаичность» ручного труда совсем не мешает им создавать современное комфортабельное жильё с «фирменными» особенностями – сложными перекрытиями, с открытыми стропилами, многоуровневыми интерьерами, галереями и террасами, большими оконными проёмами фронтонов и открытыми внутренними лестницами.
Это, как «аз, буки, веди» или «до, ре, ми»! На основе простой строительной азбуки русские мастера создают настоящую архитектурную песню.
Автор: Наталья Вертилецкая
Расскажи друзьям: